Крестьянский крестовый поход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Richard coeur de lion.jpg
Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов

Крестьянский крестовый поход —- это первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 года. Выступившая в него армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

Содержание

[править] Начало похода

Крестьянский крестовый поход

Папа римский Урбан II рассчитывал, что Первый крестовый поход начнется 15 августа(Вознесение Богородицы) 1096 года, но толпы крестьян и обедневших рыцарей по собственному почину двинулись на Иерусалим за несколько месяцев до этого. В годы, предшествовавшие крестовому походу, Европу потрясли засуха, голод и чума. Население обнищало, поэтому многим крестовый поход казался способом поправить финансовое положение. Кроме того, ряд природных явлений в 1095 году (лунное затмение, метеоритный дождь и другие) были истолкованы как Божье благословение для похода. Идея крестового похода стала столь популярна, что в итоге, по разным источникам, в него отправилось от 100 до 300 тысяч человек, включая женщин и детей, в большинстве простолюдинов.

Духовным лидером движения стал монах Пётр Амьенский, прозванный Пустынником. Разъезжая в бедной одежде на осле, он проповедовал крестовый поход в Северной Франции и Фландрии. Множество людей верило в него как в Божьего пророка. Петр утверждал, что проповедовать ему велено Христом, и показывал послание, якобы подтверждающее это. Большая часть армии, собранной им, представляла собой толпу неграмотных людей, преступников и отбросов общества, и они принимали любой крупный город за Иерусалим. Но в походе принимали участие и искренние фанатичные паломники, не искавшие наживы, а желавшие угодить Богу.

Эти первые крестоносные толпы не взяли с собой ни припасов, ни обоза и не признавали никакой дисциплины. В авангарде армии, которым командовал Вальтер Голяк, было всего восемь всадников. Крестоносцы двинулись на Восток, собирая по дороге милостыню, отмечая свой путь грабежами, воруя, насилуя и убивая. Эти воины Христа отличились ужасными зверствами.

Некоторые историки утверждали, что тем самым римско-католическая церковь намеренно спланировала и реализовала уничтожение «лишних ртов». До Константинополя добралось не более половины Христова воинства.

[править] Избиение евреев

Первыми нападению крестоносной «бедноты» подверглись европейские евреи, хотя они платили огромные деньги епископам городов за защиту. Последователи Петра Амьенского устроили еврейские погромы в таких городах, как Руан и Кёльн — в этом городе и начался поход. Евреи в городе Майнце, увидев, что христиане не щадят даже детей, не останавливаются ни перед кем, совершили массовое самоубийство, перебив даже грудных младенцев. Той же участи не избежали и города Мозель, Трир, Шпайер и Вормс.

[править] Дальнейшие события

Первыми до Венгерского королевства добрался разрозненный отряд Вальтера Голяка. Венгерский король Кальман І Книжник, ожидая армию бедноты, выдвинул на границы войска. Кальман позволил крестоносцам пройти через свои владения и даже иногда обещал снабжать их продовольствием при условии соблюдения порядка и дисциплины. Но чешский князь Бржетислав II разгромил отряд графа Эмихо Лейнингенского, разорявший местность, и весть об этом дошла до остальных участников похода. Нарушив соглашение, неимущие стали заниматься своим обычным делом — грабежом. В результате стычки с венгерским войском от отряда осталось лишь несколько сотен человек, с трудом добравшихся до Константинополя. Позднее по этой же дороге прошли бедняки Петра Амьенского, соблюдая порядок и дисциплину.

[править] Константинополь

К осени 1096 года в Константинополе собралось около 180 тысяч человек. Это озлобленное и измученное долгим переходом «войско» крестоносцев становилось опасным для императора Византии Алексея Комнина. Вместо профессиональной армии Комнин увидел толпы голодранцев и расценил это как издёвку со стороны папы, понимая, что такие воины не способны сражаться с хорошо вооружёнными мусульманами. Необузданные паломники за несколько недель пребывания в Византии разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют, не разбегаясь при их появлении. Сначала Алексей уговаривал Пустынника подождать подхода рыцарей-крестоносцев в Малую Азию, но поведение пришельцев вынудило его поскорей отделаться от них.

[править] Конец похода

Византийский флот переправил христианское ополчение через Босфор, где они встали лагерем близ Цивитота. Дисциплиной «неимущие» не отличались, и вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды стали самовольно разбредаться по сельджукским владениям. Самый многочисленный из них во главе с Рено де Бреем двинулся на Никею, столицу Сельджукского государства, по дороге захватив турецкую крепость Ксеригордон, охраняемую слабым и малочисленным гарнизоном. Но султан Кылыч-Арслан I отрезал крепость от источников воды, и вскоре ей пришлось сдаться. Потом султан послал шпионов в лагерь Цивитот для распространения слухов, что франки взяли Никею. Крестоносцы снялись и двинулись по никейской дороге. 21 октября они попали в засаду, устроенную турками в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; около 25 тысяч крестьян-крестоносцев погибло. Останки Вальтера Голяка нашли позже. Сарацины всадили в него семь стрел. Петру Амьенскому удалось вернуться в Константинополь.

[править] Источники

  1. Жозеф Мишо История крестовых походов
  2. Ф. И. Успенский История крестовых походов
  3. Заборов Михаил Абрамович. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1980. — 320 с.
  4. «История средних веков»: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980. — 576 с., ил.

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Участие
Печать/экспорт
Инструменты
На других языках