Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианского культа» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 2 201 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

МОЛИТВЫ

          «Молитвенное стояние перед богом» является наиболее распространенным религиозным обрядом. По словам духовенства, этот «обряд стояния означает, что мы предстоим перед царем царей как рабы его». Во время обедни часто раздаются возглашения: «Господи, помилуй недостойного раба твоего». Когда-то рабы древнего Рима так приветствовали своего господина при встречах. В христианских молитвах сохранилось это восклицание: «Господи, помилуй!», в котором «господин» стал «господом».
          Христианские  молитвословия состоят из прошений, благодарений и славословий, с помощью которых люди будто бы  входят  в  невидимое духовное
47
общение с богом и получают от него незримую благодать. Разделение молитв на эти три типа, обычай молиться стоя, коленопреклонение, воздевание рук — все это перешло в христианство из иудейского культа, который предписывал по каждому случаю обращаться за помощью к ангелам. Православные священники уверяют, что на небе каждый ангел ведает определенным делом. «Если воду пьешь — помяни ангела Ноила; ложишься спать — помяни ангела Помаила; наливая пиво, поминай ангела Рафаила; отправляясь в дорогу, поминай ангела Русаила» и т. д.
          Молитва — это обращение верующих к богу с просьбой изменить свои намерения и действовать иначе, чем он действует, остановить на время законы природы, то есть совершить чудо. И. С. Тургенев писал: «О чем бы ни молился человек — он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: „Великий боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!"» Верующий обязан верить, что бог может это сделать, не считаясь с тем, что разум восстает против подобной бессмыслицы. В этом отношении характерен царский указ «О сочинении для употребления в церковных ектениях молитвы о размножении в Российской империи минералов и металлов», который был дан в XVIII веке православной церкви.
          О чем только люди не просили бога! Один древний мудрец говорил, что если бы бог внимал молитвам, то скоро все люди погибли бы, так как они желают много зла друг другу, и указывал на противоречивость просьб людей к богу. Известна восточная пословица: «Всякий хочет от бога исполнения своих чаяний: земледелец — дождя, а прачка — солнца».
          В царской России крестьянин молил бога о ниспослании обильного дождя на его ниву, а барыня просила того же самого бога о том, чтобы не было дождя, а стояла бы великолепная погода, иначе «проклятый дождь» испортит ее новый костюм. В пьесе Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» одни родственники купца, лежащего на смертном одре, молят бога о его выздоровлении, а другие, ожидая наследства, — о его скорейшей кончине.
          Отвергая возможность помощи по «молитвенным прошениям» к богу, известный русский художествен-
48
ный и музыкальный критик В. В. Стасов метко заметил в письме к брату Д. В. Стасову 30 мая 1896 года по поводу молитвы «Отче наш»: «Обращение Отче наш" равняется совершенно прошению в суд или в полицию: „Ваше сиятельство", „Ваше высокоблагородие", затем следует униженное восхваление того, к кому адресуется „Иже еси на небесах" — „ты, который живешь на Большой Морской, в казенном доме", кому же это нужно? Ведь „вездесущий, всезнающий и т. д." очень хорошо знает и без просителя, где именно он сам живет, и к чему же это заявление об адресе».
          Молитва выросла из колдовского заклятия и заговора. В давние времена люди придавали слову магическую силу воздействия на мир. Так, в православной молитве о ниспослании дождя говорится, что бог «словом дождь держит на земли и паки словом с небеси низводит».
          В финском эпосе «Калевала» колдун Вяйнямёйнен поет, и от его пения дрожат горы, лошади и собаки превращаются в камни. Пережитком веры в магическую силу слова является проклятие: «чтобы тебе пусто было». По верованиям древних, заклятие обладало такой силой, что принуждало богов к исполнению любого приказания. В Египте жрецы грозили богам смертью в случае, если не будет исполнена молитва. В египетском религиозном гимне говорится: «Сами боги скованы словом и покоряются ему». Известно индийское изречение: «Весь мир подвластен богам, боги подвластны заклинаниям, заклинания — брахманам (жрецам), итак, наши боги — брахманы». Древние греки также верили в то, что их молитвы имеют принудительную силу, заставляют богов выполнять просьбы молящихся, то есть молитва была по существу заклинанием или заговором.
          Заговор — это колдовская словесная формула, построенная чаще всего на принципе сходства. Так, например, когда в Московской Руси в XVII веке купец хотел сбыть залежалый товар, то наговаривал на меде: «Как пчелы роятся, так бы ко мне купцы за товаром сходились».
          У многих народов известны заговоры, которые должны обеспечивать удачную охоту на зверей и птиц, хороший приплод овец и урожай. Существовали
49
заговоры на все случаи — против червей, разных болезней, стрел, ратных орудий, пьянства, для «вызова любви» («присушка») и против нее («отсушка»). Бессилие людей перед классовым гнетом вызвало, например, появление в XVI веке на Руси таких заговоров: «идущего в суд, чтобы власти и судьи были милостивы», «от княжеского и боярского гнева», «идущего перед царские очи».
          А. И. Герцен указывал, что нескладная бессмыслица, произносимая каким-нибудь колдуном, и складный вздор, читаемый каким-нибудь служителем культа, очень похожи друг на друга. Между грозными заклятиями колдуна и просительными и благодарственными молитвами священника разница лишь в том, что колдун приказывает окружающему миру подчиниться его воле, священник же просит смилостивиться небо.
          Некоторые христианские молитвы ведут свое происхождение прямо от колдовского заклятия. Например, начальные слова 67-го псалма Давида: «Да воскреснет бог и расточатся врази его», считались лучшим средством против «нечистой силы». Христианское восклицание «Аминь!», то есть «истинно, да будет так!», — тоже магическое заклятие.
          Колдовское происхождение молитвы доказывается неизменностью порядка слов в ней, которые менять нельзя. Типичным магическим приемом является чтение молитвы несколько раз подряд. В православной службе некоторые молитвы произносятся сорок раз подряд, например «господи, помилуй» во время повечерия и полунощницы. Православные верили, что богослужение теряло свою силу от малейшей в нем перемены, так же как не оказывал нужного действия прочтенный неверно какой-нибудь колдовской заговор.
          Таинственное значение богослужения усиливается для верующих еще и тем, что большинство их не понимает языка, на котором написаны молитвы. У иудеев они—на древнееврейском, у католиков — на латинском, у православных — на церковнославянском. Произносимые на непонятном верующим языке, они звучат для них как заклинания. Многие на Руси не понимали греческого возгласа во время богослужения «Куrie, eleison», что значит «господи, помилуй».
50
Отсюда Возникло слово «куралесить», то есть говорить и делать что-либо непонятное, странное.
          Среди русских крестьян можно было услышать странную смесь из христианских молитв и колдовских заговоров. Вот какую тарабарщину слышал писатель Г. Успенский от крестьянина Ивана Ермолаевича: «Верую во единого бога отца, и в небо, и в землю, видимо и невидимо, слышимо и неслышимо, припонтистился еси, распилатился еси...» Успенский писал, что «дальше бог знает, что было».
          Христианские молитвы составлялись «отцами» церкви в IV—VI веках. Многие из них являются переводами ритуальных гимнов различных религий. Древние греки обращались к своему богу со словами: «Дожди, дожди, милый Зевс, на поля и нивы», а православный священник просит: «Даждь дождь земле жаждущей, спасе». «Отче наш» почти целиком переведен с иудейской «каддиш». В акафистах божьей матери употребляются такие же эпитеты, какие были в так называемой «литании Исиды»: «Утренняя звезда», «Морская звезда», «Средоточие мудрости», «Небесные врата» и т. д. В магическом заклинании древних египтян говорилось: «Радуйся, дщерь Запада, высшая, созерцающая небо, дар Тота, лестница, открой путь», а в православном акафисте пречистой богородице сказано: «Радуйся, лествице небесная, его же сниде бог, приводяй сущих от земли на небо».
          За две тысячи лет до нас в ассирийском сборнике молитв было написано: «дух неба, помяни»; «дух земли, помяни»; «духи, владыки звезд, помяните»; «духи, враги зла, помяните»; «духи света и жизни, помяните»; «духи подземного мира, помяните» и т. д. Мало чем отличаются от этих текстов слова христианских молитв: «Помяни нас, господи, егда придеши во царство твое»; «Помяни нас, святой, егда придеши»; «Помяни нас, владыко, егда придеши» и т. д.
          Чтобы изгнать беса, в ассирийском сборнике заговоров и в православном требнике Петра Могилы применялись одни и те же слова: «Пусть злой демон выйдет из тебя».
          На Руси были самые разнообразные молитвы на все случаи жизни: «от всякой печали», «от грома и молнии», «заклинание святого мученика Трифона от гадов на нивах»,  врачевательные,  приспособленные
51
к разнообразным болезням, «о начинании всякого дела», «о пострижении головы», «о начатии орати землю» (пахать), «о начатии сеяти», «жать, идучи на поле», «садити виноград», «на копание кладезя», «на путь идучи», «на поведение дщери замуж» и т.д. Очень была распространена молитва «от бессонницы», обращенная к семи отрокам ефесским, будто бы получившим от бога дар долгого и здорового сна.
          В православном сборнике богослужебных молитв — требнике их содержится около пятидесяти на разные события: молебствия о дожде и погоде, о севе, скоте, пчеле, против червя, мышей и гадов, на освящение нового дома, глиняных сосудов, плодов, воды, пива, вина, меда, яиц, сыра, соли, «о начатии учения отроков», молитва «от всякого коварства волшебного», «над печкой с водосвятием» (очевидно, против домового). В молитве над новой печью призываются на помощь ангелы и священномученик Киприан, который якобы заставил себе служить бесов. В современном требнике, опубликованном русской православной церковью в конце пятидесятых годов, многие из этих молитв оставлены.
          Различные жесты, позы, поясные и земные поклоны, коленопреклонение, наклонение головы, воздевание рук, удары кулаком по груди и т. д. известны были задолго до христианства в египетском и буддийском богослужениях. Православная церковь разработала специальную «гимнастику», которая приучала верующих к рабству и смирению. Во время всенощной верующий должен был сделать 11 поклонов в пояс, 3 наклонения головы, 1 раз упасть на колени; во время обедни 7 раз перекреститься, 4 раза стать на колени, отвесить 9 поясных поклонов, сделать 8 наклонений головы; во время говения — 30 земных поклонов и т. д.
          Духовенство знало, что коленопреклонение, исступленные земные поклоны могут ослабить остроту переживания, подобно тому как взволнованный человек, шагая взад и вперед по комнате, этими непроизвольными движениями отвлекается от своих тягостных мыслей.
          Молитвы служили и средством наказания. Так, священники часто наказывали грешников эпитимиями, которые состояли в том, чтобы часами лежать
52
крестообразно на церковном полу перед иконостасом, или стоять на коленях с поднятыми вверх руками, держащими часослов, или в течение месяца ежедневно класть по 1000 поклонов.
          В старину в православной церкви существовал обряд отдачи нераскаявшегося грешника во власть дьявола, производивший на человека устрашающее впечатление. Семь священников с черными смоляными свечами совершали обедню, во время которой читали тропарь Иуды.
          Каждый год во всех кафедральных соборах в первое воскресенье великого поста совершалось особое богослужение, называемое «чином торжества православия». После молебствия протодьякон с возвышенного места читал «Символ веры», а затем возглашал анафему   (проклятие),  повторяемую  хором  певчих. Анафема провозглашалась всем отрицающим бытие божие и троицы, божественное откровение, бессмертие души, воздаяние по делам, таинства, иконы, божественное происхождение царской власти и почитание ее, еретикам и революционерам.
          В 1671 году на первой неделе великого поста патриарх Иоасаф и священный собор предали анафеме вождя восставших казаков и крестьян Степана Разина. Народная любовь, однако, оказалась сильнее церковной анафемы, о чем красноречиво свидетельствуют слова песни:

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

          Спустя сто лет, в XVIII веке церковь прокляла другого крестьянского вождя — Емельяна Пугачева. В 1825 году, после восстания декабристов, было составлено богослужение с многочисленными молитвами «господи, спаси царя» и «ниспровергни крамолу». В 1881 году была сочинена особая ектения «об утверждении мира и разрушении совета нечестивых, дерзновенно восстающих на попрание самодержавной власти». В 1905 году во время первой русской революции священники составили двадцать шесть молитв против революционного движения.
53
          Проклиная тех, кто боролся за свободу и счастье народа, духовенство возносило молитвы за здравие царей. Еще со времен глубокой древности в иеруса-имском, египетских, римских и других храмах читались молитвы за царей, фараонов и императоров. Особенно умело была организована пропаганда монархизма в православном богослужении. В дни вступления на престол царя, его коронования, рождения и именин лиц царской фамилии совершались торжественные молебствия. Священники в золоченых ризах и стройные хоры певчих ежедневно возносили моления о царях.
          Лев Толстой, отлученный от церкви в 1901 году, писал: «Велят они (священники. — Л.Е.), чтобы на молитве дьякон половину времени кричал многая лета правоверной, благочестивой блуднице Екатерине II или благочестивейшему разбойнику, убийце царю... и я должен молиться об этом. Велят они проклясть, и пережечь, и перевешать моих братьев, и я должен за ними кричать анафема; велят эти люди моих братьев считать проклятыми, и я кричи анафема...»1.

1 Л.  Н.  Толстой.   Полн.  собр.  соч.,  т.  23.  М.,   1957. стр. 296.
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 2 201 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.