Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 7138 | Новости, аналитика

Напечатать

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец


Древнейшим иконографическим образом св. Христофора Псеглавца является его изображение с собачьей головой. После реформы патриарха Никона такое изображение было упразднено и святой на иконах обрел нормальный человеческий лик. Множество икон и фресок было «исправлено». Например, на фреске Ярославского Спасо-Преображенского собора, где святой был изначально изображен с песьей головой, хорошо проступают черты головы собаки из-под написанного поверх нее человеческого лица.

Св. Христофор

Есть целый ряд версий о происхождении столь странного иконографического образа. По одной из них, Христофор принадлежал к племени Псеглавцев, о которых часто упоминали в древних мифах, и имел до крещения имя Ребребус. По другой легенде юноша Христофор был очень красив и привлекал к себе излишнее внимание женщин. Юноша попросил Бога избавить его от этого искушения и в ответ получил голову животного. Эта версия представляет интерес тем, что существует малоизвестная свияжская традиция изображения св. Христофора с лошадиной, а не собачьей головой.

Христофор Псеглавец

Однако, скорее всего столь странный иконографический образ был попыткой ранней коптской церкви ассимилировать любимый жителями Египта образ бога Анубиса. Обратите внимание на то, как похожи эти персонажи.

Анубис

В подтверждение этому можно привести пример других коптских святых с собачьеми головами. Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьеми головами - наследники былых египетских божеств. На следующей иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы.

коптские святые

Если Вы хотите посмотреть изображение св. Христофора Псеглвца «вживую», рекомендую Вам посетить старообрядческий Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Там находится большая древняя икона, на которой изображены несколько сотен святых, среди которых сразу бросается в глаза св. Христофор, имеющий характерный профиль. К сожалению, мне не разрешили сделать фотографию этой иконы, но я надеюсь, что в будущем смогу достать это изображение.

 Комлев Алексей

Галлерея икон Святого Христофора Псеглавца


Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Икона из Çegelköy (Турция)

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Греческая икона XVIII в.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Икона из Афинского Музея

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Мученик Христофор. XVI в. Фреска Раифского Богородицкого монастыря.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец
Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Икона из монастыря в Макарьеве

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век




 

>>> Обсудить на форуме


8 апреля 2009


Другие новости по теме:

  • Страшная опасность мирской музыки
  • Обычаи и нравы семидневных адвентистов
  • Противники изображений Христа в капкане ереси
  • Елена Уайт и изображения "небесных существ"
  • Подробный рассказ о распятии Христа
  • Возможен ли компромисс во имя единства?
  • Писание и Предание
  • Что в книге Иова является центральной темой, а что - лишь служит её раскрыт ...
  • Патриарх Кирилл мыслит по-католически
  • Мифы православия для обмана своих верующих

  • Комментарии

    #1 pastornick (10 апреля 2009 08:42)
    Все правильно! Я поддерживаю иконоборчество.МОЛОДЕЦ


    #2 Arturgo (25 августа 2009 17:56)
    Молодцы, спасибо:)


    #3 Максим (17 ноября 2010 10:03)
    Сенсации не получилось.

    Достаточно открыть первое попавшееся описание жизни, и всё станет на свои места.

    "Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось".

    http://days.pravoslavie.ru/Life/life1022.htm

    Кроме этого, нужно понимать, что иконография - не изображение реальности такой, какой она нам представляется. У иконы свой язык - часто сложный, непонятный для непосвященного.

    Взрослые люди, - пусть даже и адвентисты, - должны знать это хотя бы из знакомства с культурой страны, в которой живут.

    Не учитывая этого, можно напридумать сколько угодно сенсаций: находить на иконах инопланетян, трёхруких людей, льва, орла и тельца, пишущих Евангелия и так далее.

    Я понимаю, что вам хочется верить, будто факты соответствуют представлению о падении Церкви от слияния с язычеством, но руководствоваться одними внешними факторами здесь нельзя, нужно хотя бы немного знать и то, что позволяете себе критиковать.

    Чем ваши рассуждения отличаются от рассуждений Зарубы или Опарина, которых вы критикуете?


    #4 Jossy (17 ноября 2010 12:57)
    Цитата: Максим
    "Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось".

    Таких легенд ПЦ понапридумывала сотни, для оправдания внедрения языческих ритуалов в церковной жизни. Легенда о куличах и крашеных яйцах, легенда о вербных веточках и т. д., и т. п.

    И еще, почему же впоследствии собакоголовость Христофора пытались скрыть, если все так просто, очевидно и объяснимо? И как быть с остальными "псеглавцами"?


    #5 Максим (18 ноября 2010 04:37)
    Jossy,

    Само по себе какое-то действие не может быть однозначно истолковано без учёта его, скажем, "субъективной стороны". К примеру, взрослые наказывают ребёнка за проступок. Это не значит, что они садисты, они делают это из любви к своему чаду. Хотя с объективной стороны - это может выглядеть как насилие.

    Так и в приведённых примерах: вербой заменяют пальмовые ветви, которыми встречали люди входящего в Иерусалим Христа, и так далее. Ничего языческого в этом нет, это христианский обычай, с христианским же смыслом.

    Возможно, художник или священник сочли иконографический образ неудачным, и изменили. С остальными псеглавцами быть нужно так: брать книгу по иконографии и читать. Как же ещё? Самим придумывать?


    #6 Jossy (18 ноября 2010 11:21)
    Цитата: Максим
    К примеру, взрослые наказывают ребёнка за проступок. Это не значит, что они садисты, они делают это из любви к своему чаду. Хотя с объективной стороны - это может выглядеть как насилие.

    "Если животное выглядит как собака, лает как собака и кусается как собака, то это и есть собака" К. Прутков. wink

    Цитата: Максим
    Так и в приведённых примерах: вербой заменяют пальмовые ветви, которыми встречали люди входящего в Иерусалим Христа, и так далее.

    Банальный тест: сравните, какую функцию выполняли пальмовые ветви при въезде Иисуса в Иерусалим, и для чего православные граждане используют "освященную" вербу. Сразу становится понятно, что эти танцы с бубном вербой прилеплены ко въезду Иисуса чисто формально - там были какие-то веточки, и тут какие-то веточки, почти одно и то же.

    Более того, написано также, что кроме пальмовых ветвей на землю перед Иисусом постилали одежды. Но почему-то ПЦ не придумала какое-нибудь "одеждное воскресенье". Это было бы уже точно ноу-хау, без какой-либо связи с язычеством.

    А вот относительно язычества. Читаем стандартное православное описание ВВ, опубликованное на многих сайтах:
    На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной

    Выражение "первыми распускаются весной" выделено не только мной, но и в оригинальном тексте, как существенный элемент. Отсюда явно прослеживается связь с языческими культами природы, праздниками возрождения и т. д.

    Вот здесь можно еще прочитать немного исторических описаний празднования ВВ и понять, откуда у него растут уши.
    http://articles.excelion.ru/science/history/world/22129630.html

    Цитата: Максим
    Возможно, художник или священник сочли иконографический образ неудачным, и изменили.

    То есть, когда выгодно - работаем по мануалу, а когда невыгодно - руководствуемся своим мнением?

    Цитата: Максим
    С остальными псеглавцами быть нужно так: брать книгу по иконографии и читать. Как же ещё? Самим придумывать?

    Ну, я иконографией никогда не занимался. Если вы обладаете информацией - расскажите, чем руководствовались отдельные иконописцы (причем, географически обособленные), рисуя людей с головами муммитроллей?


    #7 Максим (18 ноября 2010 14:22)
    Jossy,

    Хамством вы едва ли что-то докажете.

    И своих убеждений защитить не сможете, и другим ничего не объясните - даже если бы у вас было что сказать. Со стороны это также выглядит некрасиво.


    #8 Jossy (18 ноября 2010 14:31)
    Цитата: Максим
    Хамством вы едва ли что-то докажете.

    Давайте конкретненько по аргументам, плиз. Оставим в покое мою скромную персону и ваше субъективное восприятие "хамства".


    #9 Луч (22 февраля 2012 04:07)
    Что самое интересное, человек, оказавшийся абсолютно правым, выставлен хамом. И кем? Верующими православными людьми? Не хочется верить.

    Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии, Скифии — на границах тогдашней ойкумены.
    Согласно свидетельствам, хотя голова у них была собачья, все остальное тело было целиком человекоподобно. Они пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души.

    Встречаются упоминания о них у индийских, персидских, египетских, и даже китайских и зулусских авторов. Из византийских источников псоглавцы перешли в древнерусские сказания. В средневековье о них писали Блаженный Августин, Плано Карпини, Порденоне и Марко Поло. Области, отмеченные как «населенные псоглавцами», присутствовали на средневековых картах.
    С расширением границ мира в эпоху Великих географических открытий кинокефалы «перекочевали» на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку.




    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    В какое море впадает река Волга?
    Ответ:*
    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru