| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
Рассказывая о святых таинствах, А. А. Осипов не коснулся очень многих вопросов истории крещения. Подробный научный анализ этого религиозного обряда необходим, потому что из всех христианских таинств крещение больше всего сохраняется в быту современных христиан, хотя число крестившихся сокращается из года в год.
Таинство крещения, т. е. погружения в воду, было утверждено христианской церковью в IV веке. Исповедание его ввели в «символ веры». «Крещеный» стал синонимом слова «христианин», так как крещение — это акт принятия человека в церковную общину. Название этого таинства происходит от греческого слова «baptisto» — погружать (в воду), лить, мыть. В новозаветном употреблении этот глагол стал обозначать «крестить», «креститься», откуда французское baptiser — крестить, bapteme — крещение, а также название сект «баптисты», «анабаптисты».
В христианских церквах разных исповеданий крещение совершается по-разному: у православных крещаемого погружают в воду, католики обливают его водой, а протестанты только окропляют. Теперь у православных ребенка часто не полностью погружают в купель, а обливают или даже опрыскивают водой.
35
В православном культе постепенно происходят
изменения. Коснулись они и обряда таинства крещения. Бывший священник А.
Б. Чертков рассказывал, что таинство крещения теперь совершается не
обязательно вскоре после рождения ребенка, а в любом возрасте, когда
того по-желают родители. Наречение имени происходит не на 8-й день после
рождения, а во время крещения. Имя выбирает не священник, как раньше, а
сами родители, которые предварительно регистрируют ребенка в загсе.
С таинством крещения связан праздник богоявления, или крещения, справляемый 6 января. Первыми ввели его у себя во II веке христиане Египта, заимствовав местный языческий праздник в честь рождения растительного бога и спасителя Осириса. У древних египтян он сопровождался «хождением на воду» для её «освящения». Ранние христиане стали отмечать в этот день крещение, «духовное» рождение и богоявление Иисуса.
В Восточной Европе у древних славян до принятия христианства существовали свои обряды, связанные с рождением ребенка. Так, например, были специальные «постриги». В знак того, что мальчик стал членом общины, ому стригли волосы, а затем сажали на коня: «Невеста родится, а жених на коня садится». У донских казаков по истечении сорока дней после рождения отец надевал на сына саблю, сажал его на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал сына матери, поздравив ее с казаком.
В связи с развитием в X веке феодальных отношений на Руси древняя языческая религия восточных славян, возникшая и развивавшаяся в условиях первобытнообщинного строя, со всеми своими обрядами и обычаями, оказалась неприемлемой для господствующего класса феодалов. Для них наиболее подходила христианская
36
религия, зародившаяся в условиях классового
общества и освящавшая классовое господство. Проповедники христианства на
Руси поучали: «Бога бойтесь, князя чтите».
Христианские таинства в тех условиях были, конечно, более прогрессивны, чем варварские языческие обряды, в чудовищной жестокости которых нетрудно убедиться, если взглянуть хотя бы на картину Семирадского «Ночное жертвоприношение князя Святослава». На обрывистом берегу реки стоит языческий жрец и спускает в воду кровь из зарезанного петуха. Влево и на заднем плане пылают костры, в пламени которых корчатся заживо сжигаемые люди. Перед костром воины со свирепыми лицами тащат на сожжение женщин. За их одежды и обнаженные ноги в отчаянии цепляются дети. В центре картины языческий князь Святослав. Его суровое лицо полно непреклонной воли и твердого сознания в правоте совершаемого кровавого обряда.
В 988 году Владимир распорядился, чтобы священники, привезенные им из Херсонеса (или Корсуня, греческого города в Крыму), куда киевляне совершили поход, крестили жителей Киева. Их загоняли «в реку, как стада», по выражению летописца, «иные и не по любви, а из страха перед повелителем крестились». Таким же было крещение в Новгороде. Сохранилась пословица о двух князьях, которые занимались христианизацией новгородцев: «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». Во всех странах во славу святого крещения сотни тысяч людей были истреблены огнем и мечом.
Церковь освящала насилия, которые чинили князья. Она благословляла захват князьями земель и закрепощение крестьянства. Священники поучали, что князь — «помазанник божий», призывали к покорности: «Нет власти, аще не от бога».
37
Введение христианства на Руси было вызвано
стремлением князей освятить религией новые феодальные отношения,
укрепить политические, торговые и культурные связи Руси с Византией.
Принятие христианства было, несомненно, в тех условиях прогрессивным
явлением, так как способствовало отмиранию пережитков родового строя
(многоженства, похищения невест, кровной мести и других остатков
родового строя). В результате распространения христианства на Руси
начала переводиться религиозная литература, строятся храмы — проникала
более высокая византийская культура.
Но вернемся к таинству крещения и расскажем, что же оно представляет собой в действительности и так ли оно безобидно в современных условиях, и если вредно — то чем?