Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианских таинств» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 400 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

Перейти к аудио записи главы ::: Выключить автоматическое воспроизведение
Через 13 мин. 21 сек. Вы автоматически перейдете к следующей странице (23).

НАРОД ПРОТИВ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ

В царской России православные народные массы обязаны были совершать таинства под угрозой жестоких наказаний. Церковь проклинала, накладывала анафему на тех, кто отвергал ее обряды. В глубокую старину за отказ от участия в таинствах людей подвергали пыткам, а не-раскаявшихся жгли на медленном огне. Царский указ 1684 года объявлял государственными преступниками всех тех, кто не бывал у причастия, он предписывал их «пытать с пристрастием», «бить на козле кнутом», «сжигать в срубах, а пепел развеять». В 1650 году царь Алексей Михайлович писал воеводам, что «в городах, в селах, в деревнях христиане живут без отцов духовных, многие

98


и умирают без покаяния, а о том нимало не радеют, чтобы как исповедать грехи свои». Поэтому царь приказал: «А буде которые... на покаяние не пришли, таковых истязать... И таковым ослушникам быть с опалою без всякой пощады».

Помещики принуждали крестьян исполнять церковные обряды. Так, например, в XVIII веке граф Румянцев предписывал своим приказчикам «говеть и причащать всех принуждать без пропуску. А ежели кто который год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно».

В XVIII веке число отказавшихся исповедоваться было так велико, что царским властям пришлось ввести специальную систему штрафов за «небытие у исповеди». Начиная с 1718 года каждый священник обязан был подавать ежегодно «ведомость о неисповедовавшихся» для изыскания с них штрафа. В 1723 году было решено «от-казавшихся от исполнения долга исповеди посылать муж-ска пола на галеры, а женска пола па прядильные дворы». Впоследствии царские власти за систематический отказ от исповеди стали ссылать в Сибирь или в монастыри. Так, например, в московском Ново-Девичьем монастыре в 1820 году находилась Пелагея Иванова. «За небытие на исповеди семь лет» ей было предписано бесплатно работать на монастырь и каждый день бить по пятьдесят поклонов. В 1866 году в Соловецкий монастырь был заключен по царскому распоряжению Адриан Павлович Пушкин за то, что «не бывал у исповеди». В монастырском застенке он пробыл пятнадцать лет.

В XIX веке было издано много законов, принуждавших к исповеди. Статья 209 «Уложения о наказаниях», издания 1885 года, гласила: «Родители, не приводящие к исповеди детей своих, подвергаются за то особому вну-

99


шению от духовного и замечанию от местного гражданского начальства». При поступлении в средние учебные заведения требовали свидетельство об исповеди. «При бракозаключении должны были быть приложены... свидетельства о бытии на исповеди жениха и невесты». Не посещающих исповедь считали «политически неблагонадежными», «подозрительными» и увольняли с работы. Нередко рабочих не принимали на работу, если они не представляли справки о том, что они исповедались. Не бывшие на исповеди не могли быть свидетелями на суде. Если больной не исповедовался, то в случае смерти духовенство отказывалось его хоронить.

В царской России реакционная сущность религии и ее обрядов стала многим ясна задолго до того, как трудящиеся нашей Родины добыли себе свободу и появилась возможность открыто отказываться от них.

В начале XVII века русский народ создал сатиру на таинство покаяния — «Историю о прекрасном куре добро-гласном, как он прииде на покаяние к лисице, к премудрой духовнице».

Эта старинная сатира сохранилась в стихах и в прозе, сказках и в лубочных картинках.

Однажды петух стал сокрушаться о своих грехах и решил убежать от мира в пустыню, чтобы там одному пребывать в раскаянии. Петух стал жить в лесу на дереве. Но к нему пришла «преподобная мати-лисица», пригласила спуститься к ней и принести покаяние в грехах: «Ты, мое милое чадо куря, хочешь во гресех своих тяжких умереть без покаяния». Лиса зовет петуха на молитву, ссылается на евангельскую притчу о гордом фарисее и смиренном мытаре: «Сниди ко мне, к преподобной жене лисице, и аз тя приму на покаяние с радостью, и приемлешь от меня прощение грехов своих». Умиленный петух спустился на землю и попал в лисьи когти. Лиса начи-

100


нает исповедовать петуха и корит его за многоженство текстами из священного писания: «Ты, лихой человек, держишь у себя много жен». На это петух отвечает также текстом из священного писания: «О сиротах и о вдовицах всякое попечение имейте и пекитеся велии, то будете наследницы царствия небесного». Лисица упрекнула петуха в ненависти к «брату своему», в том, что к ней, голодной, у него не было жалости, когда он помешал лисе украсть у крестьян курицу. Петух ответил евангельским текстом о невозможности служить двум господам и предложил взятку — устроить на службу к крутицкому митрополиту. Но хитрая лиса не согласилась и «сконча живот» петуха. «О, мати моя лисица, то ли мне от тебя праведное покаяние».

Сатира заканчивается шуткой об обирательстве духовенства: «Петуху вечная память, попу корова, дьячку кувшин браги, а просвирне кувшин молока, а пономарю книга, а кто прочитал, тому сто рублев в мошну, а кто слушал, тому по калачу, а кто не мешал, тому ни-чево».

Эта сатира полна свободомыслия: лиса и петух издеваются над текстами «священного писания», показывая, что Библия — как «дышло, куда повернул, туда и вышло».

Смысл повести таков: кто идет на исповедь, тот попадает в когти лисы.

В устной передаче у сказочников эта сатира имеет еще более яркое антицерковное содержание. Лиса говорит петуху: «Ты ни один раз в год на исповедь не ходишь, воскресения христова и праздников господних не чтишь». Сказка заканчивается победой петуха. Лиса, соблазненная взяткой, обещанием сделать ее просвирней у митрополита, когда петух будет там дьяконом, выпускает петуха: «Вырвался петух, взлетел на высокое древо, закри-

101


чал-завопил великим гласом: «Дорогая боярыня просвирня, здравствуй, велик ли доход, сладки ли просвиры?» Пошла лисица в лес, яко долгой бес, и взрыда горько: «Сколько-де я по земле не бывала, а такой срамоты от роду не видала. Когда бывают петухи в дьяконах, лисицы в просвирнях?»

Эта народная сатира на таинство покаяния была настолько острой, что еще двести лет назад благочестивые ханжи с гневом и ненавистью писали о ней. В 1783 году при издании сборника сказок «Старичок весельчак» из рукописи были выброшены все наиболее сильные сатирические места о куре и лисе: цитаты из священного писания, рассказ лисы о своей благочестивой жизни в посте и молитве, о том, что у нее куры живут в «епитимьях», пребывают в посте, упоминания о даре пророчества у лисицы, ее обещание, что петух после покаяния окажется «со святыми на небе», рассказ лисы, как она молится за грехи петуха, просьба петуха принести «патрахель, ризы и свеши», молитва петуха, когда он понял истинный замысел лисы, и т. д. Даже в 1870 году царский цензор Ва-кар протестовал против опубликования А. Н. Афанасьевым этой сказки о лисе-исповеднице.

Старинные русские пословицы показывают, что многие в народе знали, как священники соблюдают тайну исповеди: «Попу кайся, а попадье не провирайся» (т. е. поп рассказывает все секреты кающихся своей жене); «Пои Сеньку обманет, а Сенька попу правды не скажет»; «Волку велели каяться, а он кричит: «ягненка!»; «Лиса покаялась — стереги кур».

Во второй половине XIX века все большее число крестьян начало уклоняться от исповеди и причастия. В 1886 году писатель-народник С. М. Степняк-Кравчин-ский указывал по поводу причастия: «Официальные донесения сельских священников показывают, что в прихо-

102


дах, где проживает от 3 тыс. до 4 тыс. крестьян, этот важнейший обряд... выполняет лишь не более 200 или 300 прихожан. Часто встретишь среди крестьян, особенно тех, кто привык странствовать по земле русской, и это отнюдь не раскольники, таких, которые по 10, 15, 20 лет ни разу не причащались»1.

В конце XIX — начале XX века во всех отчетах о состоянии епархий епископы отмечали рост религиозного индифферентизма народных масс, отказ многих православных от христианских таинств2. В 1905—1916 гг. в среднем ежегодно не бывала у исповеди и причастия одна треть православных, из которых многие уклонялись от исповеди и причастия «по опущению и нерадению». Были такие местности, где на исповедь и причастие не являлось свыше 80 процентов православных3.

Описывая кризис православия накануне Великого Октября, один из видных деятелей Коммунистической партии В. Д. Бонч-Бруевич утверждал: «Неверие распространяется, к исповеди не идут... гражданские браки — без попа — все более становятся обычаем общества и народа»4.

После Великой Октябрьской социалистической революции религиозная обрядность сделалась частным делом верующих, исполнение обрядов было лишено обязательности, регистрация новорожденных, заключение браков, похороны освобождены от опеки религии.

1 С. М. Степняк-Кравчинский. в лондонской эмиграции. М., «Наука», 1968, с. 6.

2 См.: Л. И. Е м е л я х. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.— Л., 1965, с. 26—129.

3 Центральный государственный исторический архив СССР. Отчет Нижегородской епархия за 1916 г., ф. 796, оп. 440, № 2756, л. 67.

4 в. Д. Бонч-Бруевич. Избр. соч., т. 1. М., 1959, с. 202.

103


Мораль советского человека не имеет никакого отношения к религии, к христианскому понятию греха. Она требует такого поведения, которое шло бы на пользу делу строительства коммунизма, на пользу советскому обществу, социалистической Родине. Советскому человеку не нужно отдавать отчета о своей жизни и работе духовенству. Он связан с коллективом, с обществом, с партийной или комсомольской организацией, которые всегда ему помогут найти правильную линию поведения и избежать ошибок как в личной, так и в общественной жизни. Таинство же исповеди так же отходит у нас в прошлое, как и все другие религиозные обряды.

104


Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 400 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     

Дополнительные материалы к главе 22:

Аудиозапись главы

   Слов: 1 400



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.