Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианского культа» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 3 315 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

СОВЕТСКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ОБРЯДЫ

          В первой стране социализма труд на благо общества преобразил человека, изменил его духовный облик. Как далеко шагнули советские люди за полвека строительства новой жизни! От ликвидации неграмотности миллионов крестьян и крестьянок до подлинного расцвета науки и культуры, от сохи до ракеты, на которой человек летает в космос.
          В Советском Союзе сознание абсолютного большинства трудящихся, строящих коммунистическое общество, свободно от бессмысленной и нелепой веры в «святые таинства», в учение о сверхъестественной «благодати».
          Новый строй нашей жизни создал возможности для того, чтобы трудящийся по-настоящему почувствовал себя человеком, а не рабом, испытал и убедился, что он сам творец собственного счастья, подлинный хозяин щедрой родной земли, обильно политой его потом и кровью. Утвердившиеся в СССР общественные порядки, наши моральные нормы возвышают трудящегося человека, дают простор для проявления всех его лучших качеств, для раскрытия способностей и талантов.
          Социалистическое переустройство быта находит отражение и в советской гражданской обрядности, возникшей в первые годы Советской власти и постепенно получающей всеобщее признание и распространение. Советские гражданские обряды ничего общего не имеют с религиозным культом, они основываются на революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа.
          У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатые годы В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Ем. Ярославский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов. 23 января (5 февраля) 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под председательством В. И. Ленина, А. В. Луначарский доложил о новом календаре, а на следующий день Совет Народных Комиссаров принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина декрет о реформе календаря. В «Известиях ВЦИК» от 5 декабря 1918 года были опубликованы «Правила», подписанные В. И. Лениным.
186
о наименовании и числе новых праздников. В. И. Ленин принимал активнейшее участие в их организации, просматривал эскизы праздничных оформлений Петрограда и Москвы. Он очень интересовался осуществлением декрета о гражданском браке. В 1918 году В. И. Ленин указывал: «У нас в городах и фабрично-заводских местах этот закон о полной свободе брака прививается хорошо, а в деревне это часто-часто остается на бумаге. Там до сих пор преобладает церковный брак. Этим они обязаны влиянию священников, с этим злом труднее бороться, чем со старым законодательством»1.
          Население молодой Советской республики, освобожденное от гнета эксплуататоров и оков церкви, испытывало, потребность в праздниках, обрядах и обычаях, которые отражали бы новые условия жизни, были свободны от религиозных традиций. В 1923 году Центральный Комитет РКП(б) принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне, в котором говорилось: «Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путем организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как то — религиозных праздников — гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств — торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурно-просветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.».
          Сложная работа по созданию новых пролетарских праздников проходила в борьбе с теоретически ошибочными взглядами и неверными представлениями о развитии гражданской обрядности. Так, видный деятель партии А. В. Луначарский в первые годы революции предлагал ввести «красный ритуал», который, по его мнению, должен был заменить религиозные обряды.   Он  полагал,   что   артисты,   играя   симво-

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 186.
187

В Ленинградском Дворце бракосочетания.

лические пьесы, создадут новый советский театрализованный культ, который войдет в быт советских людей. Известный русский писатель В. В. Вересаев утверждал в 1926 году, что «у большинства людей очень глубока вполне законная потребность уярчать и украшать жизнь, особенно значительные ее моменты, величественными и торжественными обрядами». Он рекомендовал искать формы новой обрядности в Древней Греции. Вместо религиозных похорон Вересаев предлагал создать драматическое действие на кладбище по типу древнегреческой трагедии с хорами, состоящими из девушек, одетых в белые одежды и с зелеными ветками в руках.
Путь, по которому шли А. В. Луначарский и В. В. Вересаев, оказался ошибочным. Все попытки создать «красный ритуал» искусственно или используя обычаи древнего мира, были отброшены жизнью. Источником новых праздников, обрядов и обычаев советских людей не могло быть античное наследие, как предлагал В. В. Вересаев, или театрализация быта, как думал А. В. Луначарский, или светский культ,
188
идею которого отстаивали сторонники буржуазного философа О. Конта, разработавшего такой «культ без бога» для Франции, накопившей опыт безрелигиозной обрядности в течение буржуазной революции 1789 года.
В нашей стране в 1923—1925 годах в ходе борьбы против церковных праздников и обрядов развивались новые формы советской бытовой обрядности: «октябрины», «красные свадьбы» и гражданские похороны. Во время октябрин на сцену клуба выходили молодые родители с ребенком, при этом присутствовали близкие и друзья, представители от партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Регистратор загса оформлял запись, затем следовали поздравления, преподносились подарки от друзей и общественных организаций.
«Красные свадьбы» и «октябрины», помогая вытеснить венчание и крестины, были антицерковными обрядами. Эти антицерковные праздники и обряды носили антиклерикальный Характер и не могли еще отражать всего богатства духовной жизни советского народа, его героических традиций, революционной борьбы и самоотверженного труда.
Коренные изменения условий жизни, происшедшие за годы Советской власти, привели к исчезновению многих старых нравов, обычаев, обрядов и традиций. Большинство советских людей отказалось от религиозных праздников и обрядов. К этому их привели логика развития социалистического общества и гигантский рост образования. В быт советского народа прочно вошли праздники и обычаи, отражающие его революционные, боевые и трудовые традиции, красоту духовной жизни людей новой эпохи.
В программе Коммунистической партии Советского Союза говорится, что партия рассматривает борьбу с проявлением буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию. Партия призывает вести непримиримую борьбу против нравов и обычаев, мешающих коммунистическому строительству.
Поддерживая прогрессивные обычаи каждого народа, входящего в состав СССР, делая их достоянием всех советских людей,  партия  всемерно   развивает
189
новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма. В формировании нового быта, его обрядов и обычаев главным является то, что наиболее полно выражает революционные и трудовые традиции советского общества.
Наш народ бережно хранит народные обычаи, не содержащие реакционных идей. Он не отказывается даже и от некоторых обычаев, когда-то имевших религиозный смысл, но давно потерявших его и продолжающих сохранять этическую и эстетическую ценность. Например, украшение елки под Новый год. Мы оставили чоканье бокалами, хотя этот обычай когда-то имел магическое значение. Он является трансформацией древнего «приобщения» — взаимного обмена кровью, наделяющей приобщающихся здоровьем и силой. Питье крови из одной чаши означало укрепление союза и братства. Пожелание здоровья чокающимся — пережиток обычая, согласно которому хозяин должен был первым отпить из чаши в знак того, что вино не отравлено. Теперь говорят, что чоканье при питье служит для удовлетворения всех пяти чувств: вкуса, зрения (цвет вина), обоняния, осязания (бокал, зажатый в руке) и слуха (звон от касания бокала о бокал). Несмотря на такое происхождение, чоканье, очевидно, останется и в будущем, так как оно никаких религиозно-магических представлений уже не распространяет.
Современные веселые свадьбы и радостные вечера по случаю рождения ребенка ничего общего не имеют с верой в божественные «невидимые силы». Это большое событие, и вполне оправданно желание отпраздновать его. У людей существует потребность в радостные и печальные дни своей жизни собираться вместе и чем-то проявлять свои чувства. Народ говорит: «Разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя». На этих потребностях всегда спекулировало духовенство, стремясь овладеть сердцами людей, направить их настроения посредством церковных обрядов в религиозное русло.
В стремлении ознаменовать торжественные моменты жизни людей народ никогда не ограничивался церковными обрядами. У крестьян были свои «игрища», например свадьбы, которые заменяли в старину театр. Раньше так и говорили: «Сыграть свадьбу».
190

Во дворце новорожденных «Малютка» в Ленинграде.

Сейчас зрители с живым интересом смотрят на старинную крестьянскую свадьбу в исполнении русского народного хора имени Пятницкого, Воронежского русского народного хора или на сельскую украинскую свадьбу, когда ее показывают театральные коллективы народной самодеятельности. Однако эта «свадебная игра» непригодна в целом для современных людей как обряд бракосочетания.
Многие из старых обычаев требуют внимательного изучения. Известен, например, обычай давать новорожденному «крестных» отца и мать. Он отражал ответственность за судьбу ребенка не только его родителей, но и родственников. Возможно, что его следует восстановить в новой форме. Приглашенные для этой цели люди будут чувствовать ответственность
191
за судьбу ребенка, но не перед богом, а перед своей совестью, перед общественностью. Очевидно, стоит пристальнее приглядеться и к старым народным свадебным традициям, отобрав из них рациональное и полезное. Председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР В. И. Козлов в мае 1959 года писал в газете «Известия»: «Народный опыт подсказывает, что обыкновенно к свадьбам готовятся довольно продолжительное время. Поэтому между помолвкой и утверждением брака должно пройти не менее трех месяцев, а может, и полгода. Тогда молодые будут располагать известным временем для проверки серьезности своего намерения и своей подготовленности к семейной жизни».
          Советские люди заботливо сохраняют действительно народное, но решительно выбрасывают все, что является вредным, отсталым, реакционным. Формирование новых праздников, обрядов и обычаев — очень длительный и сложный процесс. Нередко пол видом сохранения и отбора старых народных традиций кое-где предлагают внедрять в социалистический быт то, что ему органически чуждо. Так, в некоторых наших среднеазиатских республиках были попытки выдать за прогрессивные такие национальные традиции, как калым, многоженство, кровавая месть и т. д.
          Коммунистическое воспитание трудящихся означает преодоление старых навыков и привычек, традиций и предрассудков, унаследованных от эксплуататорского общества. Изживание старых форм быта и создание новых навыков и привычек, обычаев и традиций происходит постепенно, они вырастают из глубины народной жизни. При решении вопроса о восстановлении или поддержке каких-либо традиций следует помнить, что далеко не все, что широко распространено в народе, является действительно народным, передовым и прогрессивным. Воспитывать нашу молодежь следует не на дохристианских языческих праздниках, обрядах и обычаях, хотя бы и утративших сейчас религиозно-магическое содержание, а прежде всего на революционных, боевых и трудовых традициях, сложившихся в условиях социализма, отражающих дух нашей эпохи, мобилизующих на трудовые подвиги, пробуждающих благородные чувства патриотизма и интернационализма.
192
          «Религия дает человеку идеал, — писал В. И. Ленин. — Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный»1.
          Новые обряды и обычаи, возникающие в советском обществе, отражают принципы коммунистической морали, любовь к социалистической Родине и труду, дружбу и товарищество, гуманность и честность. Новые гражданские обряды и обычаи глубоко интернациональны, близки людям всех национальностей.
          Советская общественность горячо поддерживает развитие лучших традиций нашего народа. В апреле
1958 года вопрос о новых обрядах был поднят на XIII съезде ВЛКСМ. В отчетном докладе ЦК ВЛКСМ съезду говорилось: «Надо завести нам свои хорошие свадебные обряды. Следует ввести в традицию торжественное вручение паспортов, чтобы к молодежи приходили в этот день коммунисты, кадровые рабочие, напутствовали ее в жизнь... Надо отмечать и такие значительные события в жизни молодежи, как окончание школы, получение специальности, рождение ребенка, призыв в армию». В августе — сентябре 1959 года ленинградская газета «Смена» организовала дискуссию о гражданских обычаях и традициях. В ноябре 1959 года в клубе Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде был организован диспут «Советские традиции и обычаи должны помогать воспитывать человека будущего». В ноябре — декабре 1959 года газета «Известия» опубликовала несколько статей на тему «Добрые традиции творит народ».
          За последние годы партийные, комсомольские, профсоюзные организации и учреждения культуры стали уделять большое внимание работе по внедрению в быт новых традиций. При Юридической комиссии Совета Министров СССР создан специальный совет, занимающийся разработкой и внедрением в быт новых гражданских обрядов. В мае 1964 года состоялось всесоюзное совещание по вопросам советской гражданской обрядности, на котором были подведены итоги распространения новых семейно-гражданских,

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 56.
193
общественно-политических, воинских, профессиональных, комсомольских, пионерских обрядов и обычаев.
          1 ноября 1959 года в Ленинграде, в бывшем княжеском особняке на набережной Красного флота был открыт первый в Советском Союзе дворец бракосочетания. У подъезда дворца всегда дежурят свадебные автомашины: по обеим сторонам кузова — по два сплетенных золотых кольца, на флагштоках — разноцветные флажки, эмблемы юности и счастья. Молодожены поднимаются по мраморной лестнице, устланной мягкими коврами. Раздаются звуки торжественного свадебного гимна. После регистрации депутат городского Совета вручает жениху и невесте голубую книжечку — свидетельство о браке. В гостиной за праздничным столом, поднимая бокалы шампанского, друзья желают счастья новобрачным.
          «Знаете, что больше всего оставило у меня впечатлений?— сказал один англиканский священник после посещения нашей страны.— Это свадебный дворец в Ленинграде! Великолепно! Это лучше, чем в церкви. К сожалению, — грустно сострил он, — в нашу церковь многие ходят только два раза в жизни: когда женятся и когда умирают».
          За годы существования в Ленинграде Дворца бракосочетания заметно снизилось число церковных венчаний в городе. Если в 1958 году венчалось 0,6 процента вступающих в брак, то в 1969 году — только 0,25 процента.
          Опыт ленинградцев получил всеобщее признание и быстро распространился по стране. Дворцы бракосочетания созданы в Москве, Киеве и других городах. В 1960 году в Дрогобыче из 800 бракосочетаний 400 совершались по церковному обряду, а в 1966 году в церкви было только несколько венчаний, зато во Дворце счастья состоялось около 600 свадеб.
          С конца 1963 года в Ленинграде же началась и торжественная регистрация новорожденных сначала во Дворце бракосочетания в отведенные для этой цели дни, а с 1964 года — во дворце «Малютка» и во всех дворцах и домах культуры. При церемонии регистрации рождения и наречения ребенка именем депутат городского Совета вручает родителям гербовое свидетельство о рождении, памятную медаль и поздравительное письмо городского Совета депутатов
194
трудящихся. На памятной медали выгравированы дата рождения и надпись: «Родившемуся (или родившейся) в Ленинграде». Родственники и друзья поздравляют родителей, дарят им цветы.
          В начале декабря 1969 года во дворце новорожденных «Малютка» был отмечен своеобразный юбилей: 50-тысячная памятная медаль была вручена супругам Лебедевым — монтажнице объединения «Светлана» Валентине Ивановне и настройщику завода «Союз» Серафиму Петровичу — по случаю рождения сына. При дворце создан общественный совет, в его составе — педагоги и художники, производственники и врачи-консультанты. Супруги, прежде чем назвать сына или дочку, могут познакомиться с русским именословом, чтобы выбрать красивое и звучное имя своему ребенку. Новый обряд способствовал сокращению числа крещений детей, уменьшившихся за последние годы почти в два раза.
          Вслед за Ленинградом подобные обряды начали проводить и в других городах. В Горьком, например, в результате проведения «дня новорожденного» за один только 1963 год число крещений снизилось на 40 процентов.
          Исполком Ленгорсовета одобрил и утвердил процедуру нового гражданского обряда — чествования юбиляров «серебряной» и «золотой» свадеб. Теперь все желающие поздравить своих родных и товарищей с 25- или 50-летием супружеской жизни могут сделать это во Дворце бракосочетания. Фамилии юбиляров заносятся в «серебряную» книгу города. Юбилярам вручается поздравление Исполкома Совета депутатов трудящихся. Так от рождения до «золотой» свадьбы отмечают ленинградцы в праздничной и торжественной обстановке свои личные события в жизни.
          Во многих городах СССР нашло поддержку предложение о торжественной посадке деревьев в дни свадеб или рождений детей. Адыгейский поэт Киримизе Жане в стихотворении «У нас такой обычай» писал:

Если дочка родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин,
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади...

195
В Днепропетровске благодаря таким посадкам создан «Парк семейного счастья». Все чаще у нас торжественно отмечают такие события в жизни подрастающего поколения, как окончание школы, наступление совершеннолетия, получение специальности, поступление на работу и т. д.
В декабре 1966 года ЦК КПСС, указав на недостатки в воспитательной работе среди трудящихся Тульской области, рекомендовал шире использовать в работе с молодежью такие формы воспитания на трудовых традициях, как чествование рабочих династий, ветеранов и передовиков труда, старейших рабочих, мастеров, знатных людей города и деревни. В Ленинграде практикуются вечера встречи представителей трех поколений, трудовой славы, чествования ветеранов заводов и фабрик, посвящения в рабочий класс, праздники первой получки и т. д.
В канун 20-летия Дня Победы над фашизмом среди молодежи возникла идея коллективных походов по местам боевой славы. Проходящие под лозунгом «Никто не забыт и ничто не забыто», они имеют большое значение в патриотическом воспитании юношей и девушек.
В последнее время серьезное внимание стали уделять обряду гражданских похорон. Этот обряд ведет свою историю от проводов в последний путь героев первой русской революции. Торжественно-траурные гражданские похороны с исполнением похоронных маршей, с венками и цветами выражают печаль родных, близких, друзей и товарищей об умершем. В прощальных речах на гражданской панихиде вспоминают жизнь и борьбу умершего друга. Советский народ торжественно хоронит своих тружеников, с величайшим уважением чтит память умерших строителей коммунизма.
Мы согласны с теми, кто считает, что скромная поминальная трапеза в день похорон или в годовщину со дня смерти может быть вполне оправдана. Гражданские похороны — не религиозный обряд, не культовое действие. Это торжественно-величавый жизнеутверждающий церемониал, проникнутый уважением к человеку-труженику.
Возложение венков и цветов, «вечный огонь» на могилах героев нужны не умершим, а нам, живым.
196

Памятная медаль родившемуся в Ленинграде.
197
В Грузии и Армении памятниками о погибших являются водные источники. Путник, подошедший утолить жажду, узнает имя героя войны, в честь которого сооружен источник. «В будущем изменится само понятие «кладбище», — писал народный художник С. Т. Конёнков. — Это будут Парки добрых воспоминаний. Здесь благодарные потомки вспомнят, кто не щадил себя во имя всеобщего блага. Вокруг замечательных произведений скульптуры под сенью прекрасных деревьев будет бурлить молодая жизнь. Такие парки станут местом отдыха и гордостью каждого города».
          Советские обряды и обычаи еще находятся в процессе становления. И хотя они обрели право на жизнь, споры вокруг них не утихают. Некоторые противники инициативы создания новой обрядности ссылаются на неудачные ее образцы, которые являются результатом сочинительства людей, не обладающих чувством меры и такта. Такие люди при самых хороших намерениях часто профанируют самую идею гражданских обрядов. В № 6 журнала «Новый мир» за 1969 год А. Петухов сравнивал клубных работников, стремящихся внедрять новые обряды, с ребятишками, которым не хочется ждать, когда распустятся на клумбе живые цветы, и украшающими ее бумажными цветами.
          Однако надеяться только на стихийный процесс формирования народных традиций нельзя. Поэтому участие клубных работников в создании новой обрядности в принципе необходимо приветствовать. Обряды никогда не возникали сами собой, их кто-то сознательно создавал и регламентировал. Первоначально многое в обрядности было творчеством определенных безымянных лиц, а в ходе коллективного усвоения этой обрядности она дополнялась и шлифовалась массой. Без наших общественных организаций не было бы дворцов бракосочетания, не было бы празднеств, посвященных вручению паспорта, поступлению молодежи на завод и т. д.
          Можно не сомневаться, что новые обряды будут все шире входить в жизнь советской молодежи. Сотни тысяч людей уже справляли новый обряд торжественной регистрации брака и имянаречения новорожденных, участвовали в различных новых празднествах.
          Инициатива создания новых обрядов и обычаев у нас всячески поддерживается. Советские обряды и
198
обычаи, войдя в нашу жизнь и будучи признанными самим народом, оказывают большую помощь в атеистическом, этическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения1.
          Вместе с критикой религиозного миропонимания и церковной обрядности необходима широкая пропаганда научного мировоззрения, коммунистической нравственности, новых праздников и обрядов.
          Религиозная обрядность неизбежно полностью исчезнет из коммунистического общества. Без всяких колдовских манипуляций наши люди добиваются величайших успехов в труде. Советскому человеку, освободившемуся от рабства и эксплуатации, вооруженному достижениями передовой науки, чужды и не нужны религиозные обряды.

1 См.: Э. И. Лисавцев. Новые советские традиции. М., 1966; В. А. Руднев. Коммунистическому быту — новые обряды. Л., 1964; В. И. Иванов. Жизнь рождает новые обряды. Минск, 1964; Г. Геродник. Дорогами новых традиций. М., 1964; Г. Нигарняк, В. Петров, М. Рузев. Новые обряды и праздники. М., 1965; А. Н. Филатов. О новых и старых обрядах. М., 1967; В. И. Брудный. Обряды вчера и сегодня. М., 1967; П. П. Компарс, Н. М. Закович. Советская гражданская обрядность. М., 1967.
199
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 3 315 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     





1)  

размер оригинала:
763X661
      01-27_book_img.jpg
2)  

размер оригинала:
763X849
      02-27_book_img.jpg
3)  

размер оригинала:
774X1354
      03-27_book_img.jpg



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.